title Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — наиболее технически ошеломляющая видеоигра, когда-либо созданная человечеством. Это также прекрасный пример, повествующего мастерства в пределах его среды, который смог объединить геймплей и сюжет так плавно и красиво, что их не возможно отделить друг от друга, они единое целое. Трудно не казаться гиперболическим, обсуждая MGS4, однако игр подобного уровня ещё не было. Каждая минута проведённая в игре ни на шаг не отходит от видения концовки её создателя Hideo Kojima. Других путей нет, этот путь итак идеален!

Полностью понятные, длинные повествовательные истории вряд ли удивят того, кто играл в Metal Gear. Большую часть игры вы будете наблюдать типичную синематику, но это было бы не столь эпатажно, если бы игра не обращалась к истории предыдущих частей, повествующих о Solid Snake. Скорее эти два элемента сильно переплетены, и этот переплёт скрепляется важной технической нитью: катсценами (Cutscenes), которые полностью представлены в режиме реального времени в пределах игрового движка. Удивляет и то, что эти сцены выглядят крайне правдоподобными и кинематографическими, в них вы как будто становитесь живым наблюдателем происходящего, ощущается пресловутый эффект присутствия. К качественным мультипликациям, огромным пространствам и богатым текстурам добавьте идеальную сюжетную линию, и эффект будет настолько фантастическим, что сможет заставить ваше дыхание остановиться. Безусловно, вы можете пройти игру, не заостряя своё внимание на мельчайших подробностях, но вы, таким образом, потеряете всякое удовольствие от процесса игры, а это значит, что вы потеряете время зря! Возможности игры и её постановка обязывают нас испытать все её тонкости в полной мере!

Геймплей практически не изменился и хорошо знаком фанатам серии, однако некоторые изменения всё-таки были сделаны. Игра стала более дружелюбной по отношению к новичкам. В бою, было упрощено средство управления, теперь захватить сзади противника и обезвредить его с помощью старого доброго ножа стало намного проще. Арсенал оружия впечатляет и даже немного пугает. Его настолько много, что вероятнее всего по окончанию компании вы не используете многое из них. Стоит отдать должное разработчикам. Они не жертвовали качеством в пользу количества. Каждое оружие ведёт себя по своему и к каждому оружию нужно приноровиться. Также почти каждое оружие подвержено модернизации. В качестве модернизации вы можете использовать: глушители, лазерные прицелы и т. д. В вашем распоряжении также оказывается множество вариантов передвижения. Безусловно, предусмотреть все варианты разработчики не смогли, но очень многое присутствует. Например, Snak(а), помимо основных способов передвижения таких как: медленный шаг, бег, передвижение в присядке; научили ползти, прижиматься к стенам, выглядывать из-за углов и т. д. Механика передвижения в сочетании с рельефными текстурами (стены, перегородки…) дают поистине огромные возможности и вариации в тактике. Например, в жаркой перестрелке вы можете присесть возле края стенки, тем самым укрыться от вражеских пуль, а потом протянуть руку за пределы стенки и быстро поднять рядом лежащее оружие, выглядят такие передвижения выше всяких похвал. Есть также множество других очень важных возможностей, которые сделают вашу жизнь проще. Самые очевидные из них — ваш костюм со специальной возможностью OctoCamo, который берет текстуру окружающих вас объектов и принимает такую же раскраску, эдакий двойник костюма из Crysis. Мало того, что эта уловка помогает вам избежать посторонних глаз, но это — также крутой визуальный эффект. В конечном счете, Вы будете в состоянии маскировать головку Snak(а), а это также придает разнообразия игре и её прохождению. The Solid Eye — ваш другой главный инструмент, поскольку он превращает вас в своеобразный звуко-чувствительный радар, а также позволяет Вам использовать систему ночного видения (такую же, как в Splinter Cell) и тактическое представление игры от первого лица. Эти специальные навыки и возможности потребуются даже во время борьбы с боссами.

В игре присутствуют также другие уловки и множество потайных мест (картонные коробки и ржавые бочки), а главной, пожалуй, является Metal Gear Mk. II (stealthed робот, которым Вы можете командовать как разведывательным устройством), являются очень полезной фичей для игрока, который предпочитает проходить миссии незамеченным и без боевых столкновений с противником. Не каждое устройство — долгожданное дополнение и все же. Например, очень нашумевший в игре iPod – приятная вещица, но использовать можно только его, другого гаджета вам не предоставят, таким образом, Вы быстро забудете, что выбор даже существует. Безусловно, это мелкие придирки к игре и геймплею в частности. Пожалуй, в MGS4 больше придираться не к чему, кроме как к мелочам и спорным недостаткам. Как правило, все сопутствующие действия в процессе игры быстро закрывают эти недостатки, а разнообразие геймплея создаёт игру БЕЗ КОМПРОМИСОВ! Все уровни в игре настолько разнообразны, что для каждого нужно избирать отдельную тактику, как передвижения, так и стрельбы. Надо также отметить, что игра получилась очень динамичной. В каждом моменте игры вы просто обязаны что-то делать: передвигаться, отстреливаться, маскироваться и т. д. Несомненно, Вы — Solid Snake, так и должны себя вести по замыслу создателей игры. Но если Вы решили остановиться и передохнуть, либо отказаться мыслить, то вы моментально подпишете себе смертный приговор. Безусловно, есть несколько уровней, где разнообразие в прохождении уменьшается, но таких уровней не много.
В игре вы должны следить за уровнем напряжения Snak(а) (stress levels) и психологическим состоянием (psyche) нашего героя. Хотя эти аспекты являются более периферийными, чем привычный для нас уровень здоровья. Когда Snake находится в «стрессовом состоянии» (если он замерзает или обременён большим весом оружия, например), его показатели энергии, начинают исчерпываться. Чем меньше энергии, тем медленнее Вы будете двигаться и менее быстро Вы сможете пополнять здоровье. Вообще говоря, энергия редко бывает у нулевой отметки, однако если Вы замечаете, что Snake устал, то помните, что если уровень энергии будет слишком низким, то вы даже не сможете держать в руках оружие, не говоря уже о том, чтобы отстреливаться от противников. Однако я повторюсь, пристальнее следите за показателем здоровья (health), он гораздо чаще будет находиться в критических положениях.

Независимо от тактики, которую Вы используете, грамотно спроектированные уровни и искусственный интеллект не дадут вам скучать, что в итоге выльется в беспрецедентный геймплей. Если Вы предпочитаете проходить миссии тихо, не привлекая чужого внимания, скрываясь в каждой ржавой бочке, то знайте это не лучший вариант. Ваш противник может смотреть на это подозрительно и не предпринимать никаких действий, но стоит вам немного расслабиться и высунуться из укрытия, противник сразу откроет прицельный огонь по вашему прикрытию и естественно по вам. Поэтому не питайте иллюзией ваше сознание, в плане обмана продуманного искусственного интеллекта игры. То как можно было обмануть противника в любых других играх, в MGS4 не получится. Противник отличается грамотностью действий. Например, противник под управлением ИИ способен окружать вас, использовать всевозможные укрытия, дабы скрыться от ваших пуль. Чтобы вынудить вас выйти из укрытия, враг будет активно закидывать вас гранатами. География событий в игре охватывает все климатические зоны, начиная с южноамериканских джунглей и заканчивая заснеженной секретной базой на неком острове. Каждый уровень более или менее линеен, но в пределах границ этих областей. В ваших руках оказывается огромные возможности по исследованию всех особенностей геймплея, а также проверить возможности ваших противников (они, кстати, в разных зонах разные). Если говорить о врагах, то они тоже различны. Часть из них обычные солдаты, часть из них прекрасно экипированы и являются элитными войсками, а ещё одна часть обладает сверхспособностями (как правило, это боссы уровней).

Битвы с боссами, как правило, повышенной сложности, но большая часть из них проходятся с 1-2 раза. Однако некоторые из них являются хитрыми и требуют, чтобы Вы разработали определённую тактику, потому что для убийства босса, одной лишь интенсивной стрельбы в него не гарантируют вам победу. Многие Босс-уровни усложнены тем, что помимо босса вам предстоит вести борьбу с его охраной – суперсолдатами, которые не дадут вам отдохнуть. Эти сражения всегда длинные и сверх-динамичные, поэтому скучать вам точно не придется. В одном из таких сражений, Вы сможете использовать вашу ночную систему видения, чтобы проследить, куда движется ваша цель и использовать возможности ветра в ваших интересах (по прохождению игры вы поймете, о чем это я?). В другом, вы должны будете уклоняться от ракет, пущенных летающими созданиями, прежде чем подобраться к боссу.
Процесс игры и история главного героя, возможно, не были бы такими завораживающими, если бы Metal Gear Solid 4 не обладал такой фантастической графикой. Поражает, как разработчики смогли достигнуть такого реализма. Нам нравится всё: песчаные текстуры стен, эффективное освещение и затемнение, реалистичный дым, детализированные модели персонажей и т. д. Безусловно, не обошлось и без ошибок. В самых массовых сражениях, лавины дыма то и дело полностью заполняют экран и становится абсолютно ничего не видно. Иногда кровь брызгает куда попало, отклоняясь от законов физики. Иногда члены группы высадки, берут плохое малоэффективное оружие, хотя выбор огромен. И все же посреди визуальной драмы, это — небольшие огрехи. Особенно если их сравнивать с маленькими подробностями, типа того, как: Snake протирает свою рану, когда его уровень напряжения становятся высоким, как он поднимается на лестницы, — создают так много атмосферы, что маленькие ошибки разработчиков мы попросту не замечаем. Также в игре присутствуют экраны дозагрузки новых зон, периодические потери FPS, но это и не удивительно в свете столь внушительных графических достоинств MGS4.

Звуковое сопровождение в игре также на должном уровне. Музыка на первый взгляд может показаться несколько напыщенной, но в контексте, это работает как нельзя кстати. Музыка создает соответствующее настроение во всех cutscen(ах) и сражениях. Группа людей, подарившая игре звуковое сопровождение, также постаралась на славу. Наверняка у каждого поигравшего в MGS4 на долгое время останется в голове рычащий голос Solid Snak(a), которого озвучивал Дэвид Хэйтер. Звуковые эффекты незабываемы и превосходны на протяжении всего пути Snak(а). Gekkos(ы) испускают чудовищное мычание, как гигантские коровы, взрывы настолько правдоподобны, что волей не волей вспоминаешь CoD4. Всё начиная от щелчков Solid Eye вплоть до смеха и криков ужасных боссов озвучено первосортно.
В завершении всего вышесказанного, хочется отметить наличие мультиплеера. Metal Gear Solid 4 предлагает вам интерактивное действие на 16 человек. Возможны два режима игры Deathmatch и Team Deathmatch. Все присутствующие в мультиплеере карты выглядят красиво, и очень детально проработаны. Все возможности синглплеера также доступны и в мультиплеере. Добавьте к этому коллективную тактику, и вы сами понимаете, какие перед вами открываются возможности.

Если предыдущие части Metal Gear Solid требовали от вас не мало терпения, то Metal Gear Solid 4 вводит вас в кураж. Для любого, кто ценит игры, реализующие весь творческий потенциал и не зацикливающиеся на нажатии нескольких комбинаций клавиш, Metal Gear Solid 4 будет для вас своеобразной поездкой, которую вы ещё не скоро забудете. С каждой законченной миссией, вам всё больше и больше будет хотеться пройти ещё одну. А когда компания будет заканчиваться, то вы будете желать, чтобы она продолжалась ещё и ещё! Это не только потому, что перед вами – красочный рассказ, но и потому, что этот рассказ проходит через грамотно построенную игру. Это достойная концовка серии Metal Gear Solid, это достойная концовка истории Solid Snak(а).

Наша оценка:
Геймплей 10/10
Графика 10/10
Звук и музыка 10/10
Интерфейс и управление 9/10
Общий балл 9.5/10