Скажите, какие игры вы предпочитаете?

И почему?

Навряд ли вы сейчас начнете рассказывать о нежной любви к симулятору бассейна или велоспорта. Равно как и о внушительности адвенчуры, цель которой будет состоять в наблюдении за рассветом на берегу моря. Да, ведь все это мы можем попробовать в повседневной жизни, оно не представляет для нас интереса, будучи по ту сторону монитора. Реальность всегда лучше своего виртуального отображения. Значит, надо использовать ситуации либо нереальные, либо малодоступные. Что же вызовет у нас интерес? Оказаться в положении супергероя, «избранного» или покорителя космоса? Уже лучше. Но самое сильное впечатление произведет вживание в шкуру обычного человека в необычной ситуации. Максимально необычной и напряженной. Когда ты — не Вершитель Судеб, а простой парень в непростом положении. Что же страшного и одновременно приковывающего внимание увидело человечество? Ну, скажем, две Мировых войны. Плюс россыпь военных конфликтов поменьше. Оно?

Братья по жанру

Оно, да не совсем. Еще приснопамятный «Вольфенштайн» выдал нам автомат, свастики на стенах и пачку фрицев. Да, игра была прорывом геймплейным, но не идеологическим. Да и какую идеологию прикажете засунуть в, по сути, двумерную пострелушку?

Шли годы, развивались технологии, усложнялись подходы. Один за другим перед нами возникали новые названия, одно пафоснее другого: Medal of Honor, Call of Duty, Men of Valor. Вот только за красивым оформлением крылись все те же пострелушки: прямолинейные, бойкие и…совершенно непохожие на настоящие военные ужасы. Да, это были хорошие, даже отличные игры, но вот их особый антураж служил лишь прикрытием для увеселительной прогулки с отстрелом бегающих кабанов вражин. Вопрос о возможности появления хотя бы относительно правдивой «игры про войну» оставался открытым.

До 2005 года от предполагаемого Рождества Христова. До выхода Brothers in Arms за номером 1. Первой «правильной» игры о войне. Здесь был немного унылый и однообразный игровой процесс, здесь не было красивых взрывов каждые пять минут, здесь нельзя было молодцеватым наскоком с «Томпсоном» наперевес зачистить уровень в стиле Рэмбо.

Зато тут наличествовала пара подконтрольных вам отрядов, отчего игра приобрела зачатки тактики. Здесь у каждого члена отряда было свое имя, своя внешняя и внутренняя специфика, особенности. А главное — авторы сделали упор не на адреналиновые забеги с пиротехническими эффектами, а на взаправдашнюю военную драму, подкрепленную мегабайтами реальной статистики и фотографий с места военных действий.

Отчасти это удалось. Отчасти, потому что все остальное — геймплей, картинка, увлекательность — в игре было весьма средним. Однако прецедент состоялся — война как явление наконец приоткрыла свое истинное лицо игровому миру. Необычная игра в целом была принята положительно, поэтому продолжение являлось лишь вопросом времени.

Братья по войне

Основное преимущество серии Brothers in Arms над вышеупомянутыми конкурентами в драматичном сюжете и проработанных персонажах, отличных от бездушных статистов. «Адская дорога» продолжает гнуть линию предшественников, причем с немалым успехом. Сюжет игры, конечно, не претендует на Оскар, но в то же время не позволяет вот так просто рассказать о нем в двух словах. Как и прежде, длинные — и куда более красивые и кинематографичные, чем раньше — ролики акцентируют внимание не на очередной боевой задаче, а на новом витке взаимоотношений персонажей и событий, связанных непосредственно с ними. К середине игры вы будете знать в лицо и по именам не меньше половины подчиненных, и даже, возможно, сформируете свое личное отношение к некоторым из них. Особенно радует почти полное отсутствие фальши в диалогах и поведении героев. Если зовут в атаку, то кричат практически без пафоса, если плачут — то по-мужски, скупо. Необычно для «WW-ll игры» и для игр в целом, но приятно.

Впрочем, несколько раз сюжет и стиль игры дадут серьезный сбой. Видимо, чтобы оправдать геймплейное разнообразие. Например, как вам такое: главный герой, сидя на крыше завода со снайперской винтовкой, в одиночку (!) перебьет несколько десятков фрицев (!!), гоняющихся по улице за десятилетним мальчиком (!!!), вооруженным отцовским пистолетом, из которого он самолично валит полдюжины немцев (!!!!). А здешние танковые этапы (целых три) получились едва ли не аркадней, чем в Call of Duty. Хотя специфика игры как бы не обязывает. Впрочем, радостных моментов все же больше, чем таких глупых проколов.

Аутентичность и достоверность происходящего на высоте. Здесь вам и реалистично смоделированное оружие, и отстреливающиеся руки с отрывающимися головами (авторы, кстати, выдержали тонкую границу между «мясом» и реалистичностью), и горящие дома с беспомощно погибающими мирными жителями, и отлично нарисованные пейзажи и городки того времени, на фоне которых происходят все ужасы войны. Атмосфера выдержана великолепно, с учетом специфики западного восприятия, конечно.

Ощущение присутствия тоже внушительное. Интерфейс минималистичен донельзя. Никаких миникарт, радаров, полосок здоровья — только всплывающее меню отрядов и известное «покраснение экрана» при ранениях. Есть даже возможность отключить прицел посреди экрана, оставив лишь возможность смотреть через мушку. Ну и, само собой, 4 режима сложности, последний из которых делает перестрелки совсем уж реалистичными: попадание — и вы труп. Прицел при этом отключается автоматически. Вот уж воистину адская прогулка.

Большой упор сделан, как и раньше, на соответствие реальным событиям. На каждой карте есть несколько «точек наблюдения», отметившись на которых, вы получаете доступ к информации о местах, ставших прототипами для данной местности. В наличии даже фотографии шестидесятилетней давности, связанные с настоящим заданием. Это обставлено абсолютно неназойливо, но для любознательных представляет немалый интерес. Остается только гадать, какие усилия были брошены на воссоздание реалий того времени с такой дотошностью…

Братья по технологиям

Геймплей первой части разнообразили и отточили с помощью точечных изменений. Скажем, теперь к стенам можно «прилипать», как в добром десятке недавних шутеров. При этом вид от первого лица сменится на третий, в котором значительно удобней целиться. И правда, не дело солдату стоять посреди поля — куда полезней для здоровья спрятаться за забором или деревом.

Впрочем, некоторые укрытия теперь простреливаются, а то и уничтожаются. Скажем, за каменной стеной вам будет гораздо спокойней, чем за хилой оградкой из досок. Это вносит в игру необходимую динамику, не давая уныло постреливать по выступающим вражьим каскам и конечностям из укрытия. Базуки и гранаты творят чудеса — дают врагам возможность преодолеть гравитацию. Ненадолго, правда. Каждый второй полет конечностей демонстрируется в замедлении с удобного ракурса. Местами сильно впечатляет.

Выглядит все это военное безумие весьма достойно — как-никак, «третий нереальный» движок весьма неплох и практически универсален. А в доработанном виде он смотрится и вовсе на ура. Четкие текстуры и добротная анимация, симпатичная растительность и яркий, красивый огонь — здесь есть на что посмотреть. Здешний же дождь — определенно лучший в понятно какой истории. Когда он стекает по каскам, по лицам солдат, когда стучит по грузовику, омывая его шейдерами — забываешь про то, что тебе нужно добить последний отряд врага, лишь стоишь и любуешься. И главное — никакого «кризиса среднего возраста», оптимизация отличнейшая — не тормозит даже в самые жаркие моменты боя.

Но самое главное достоинство картинки — живые, настоящие лица персонажей. Моргание, прищуривание, ухмылка — все эмоции очень достоверно отображаются на виртуальных мордах, делая солдат еще более «живыми».

Звук отлично дополняет достойную графику. Оружие звучит максимально правдоподобно, голоса солдат отлично подобраны и создают немалую часть атмосферы, особенно в разгаре боя. Само собой, никаких фильтров вежливости — максимально правдиво и жизненно. Музыка усиливает драматичность в нужные моменты, оттеняя происходящее, но не выдвигаясь на передний план.

В целом, техническое состояние игры близко к превосходному. Почти полное отсутствие ошибок, стабильность работы, высокий технологический и художественный уровень. Плюс отлично поставленные ролики, местами поражающие до глубины души. Хочется пожелать остальным шлифовать и оптимизировать свои игры хотя бы вполовину от этого уровня.

Братья по испытаниям

Увы, и в такой отличной игре нашлись недостатки. Главный из которых — дежа вю. То есть отсутствие серьезных инноваций (ну не считать же таковыми возможность перепрыгивать через низенькие заборчики, а?) и синдром «о нет, сколько можно, я это все уже видел…». В игре нет ничего нового, что само по себе не является большой проблемой — вокруг вообще нового мало. И достойная отработка старых идей без скатывания к примитивизму дала бы превосходный результат.

Однако в сочетании с периодически зашкаливающей аркадностью и надуманностью — вроде вышеупомянутых танковых заездов — игра местами подозрительно напоминает своего незадачливого прародителя неумелым и ненужным цитированием. А ведь «Братья» — это не тир в антураже WW-ll. Это серьезная попытка взглянуть на закоснелый штамп «шутер по Второй Мировой» с необычной стороны — реалистичной и взаправдашней. И Hell’s Highway — отличное развитие этого начинания.

Создатели игры — действительно талантливые люди. Они, скажем, решились на такую необычную вещь, как спокойный финал игры. Если у вас за плечами хоть пара лет игрового стажа, вы знаете, что в девяти случаях из десяти в конце: а) спасут мир в тысяча сто одиннадцатый раз; б) кого-то убьют или, наоборот, вытащат с того света; в) сделают что-то очень страшное или очень благородное; г) очередной штамп.

В «Адской дороге», несмотря на название, заключительный ролик — квинтэссенция умиротворения и катарсиса. Почти десять минут диалогов и монологов о жизни и судьбах, заканчивающиеся не применением оружия, а его выбрасыванием (спойлер, да). Фанаты Call of Duty такого не поймут. Хотя это — интересная альтернатива озвученным выше клише.

* * *

Вообще, многие любители «типичных игр про войну» наверняка не проникнутся настоящей. Слишком различные подходы у этих двух направлений. Динамика, адреналин и драйв против реалистичности, напряжения и драмы. За Brothers in Arms: Hell’s Highway можно приниматься только тем, кто готов увидеть настоящую войну, а не красочный балаган на выезде. Иначе просто не получите нужных впечатлений и эмоций, ограничившись отстрелом фрицев. А он в этой игре — не главное.

Вывод: Военная драма, не имеющая аналогов. Дождь, стекающий по каскам, искаженные болью лица солдат и гибнущие у вас на руках товарищи. Забудьте на время про рядового Райана — с вами «Братья по оружию».

Рейтинг PC-Gaming. ru :

Геймплей: 8

Графика: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Итого: 8,5

Автор: Алекс Линк