Тьма, космос и звёзды – мир, который всегда завораживал нас…
Песня из «Космических рейнджеров»

Игры от канадской студии BioWare всегда ожидаемы игроками: сказываются сильные впечатления от шедеврального SW: KOTOR и атмосферной Jade Empire. Поэтому, когда демиурги объявили о разработке новой ролёвки, основанной на собственной вселенной, журналисты и геймеры сразу взяли игру на заметку. Авторы обещали ни много ни мало, а революцию в жанре RPG и в подтверждение своих слов представили публике ролик, демонстрировавший не только красивую графику, но и новую диалоговую систему, основанную на выборе не строчки диалога, а лишь направления беседы. «Теперь всё зависит от вас: помиловать или покарать!» — восклицали разработчики. Обещали они и харизматичных персонажей, эпические квесты, разветвлённую сюжетную линию. В реальности всё оказалось намного прозаичнее. Рекомендую сразу заглянуть в финальную оценку, глубоко вдохнуть, подавив в себе возмущённый возглас «Почему не 10?!», выдохнуть, а уже потом продолжить читать дальше.

Синие человечки существуют! И ещё они похожи на женщин!
Сюжет игры разворачивается в 22 веке. Человечеству уже давно тесно на родной планете, поэтому оно активно осваивает Солнечную систему и в 2148 году обнаруживает на Марсе развалины строений некой цивилизации, позже названной протеанской. Изучение наследия протеанцев продвинуло землян в технологическом плане на много веков вперед. Были созданы двигатели для межпланетных путешествий. Вскоре произошла первая встреча с инопланетными расами. Их технологии также были основаны на наработках протеанцев. Естественно, что новичков галактического содружества никто не ждал с распростёртыми объятиями. Более того, к землянам относились настороженно. «Слишком быстрые и наглые!» — говорили инопланетяне, опасаясь роста влияния человечества на Совет Цитадели (это что-то вроде галактического правительства). Решение стратегически важной задачи – изменить отношение к землянам в лучшую сторону — командование поручило капитану Шепарду (хотя игрок волен выбрать имя и пол протагониста, фамилия остаётся неизменной), отличившемуся на поле боя как безжалостный командир или «отец солдат» (это всё тоже на выбор). В него нам и предлагают вселиться. Простая на первый взгляд миссия – забрать с планеты Иден Прайм очередную находку археологов – оборачивается целым приключением и (да, в какой уже по счёту раз!) спасением Галактики. Итак, «ключ на старт — время не ждёт». «Джокер, заводи гипердвигатель!»

Голливуд!
Mass Effect – одна из самых динамичных игр, вышедших за последнее время. Среди ролёвок в этом плане у неё вообще нет конкурентов! Игра насыщена яркими запоминающимися сценами: первая посадка «Нормандии» на Цитадель, полёт через ретранслятор, раскаяние матриарха Бенезии и другие. Однако достигается такая высокая концентрация зрелищных моментов на единицу игрового времени за счёт очень короткой сюжетной линии. Если упорно игнорировать все сторонние квесты, то прохождение основной сюжетной ветки займёт у среднего игрока около 18 часов. В отличие от KOTOR сюжет полностью линеен, концовка только одна. Диалоги насыщены традиционным голливудским бредом в духе: «Мы спасём галактику! И ты нас не остановишь, злой безумец!», персонажи достаточно шаблонны: бравый спецназовец, стеснительная девушка-учёный… Жару добавляют лишь главные злодеи: азари Бенезия и турианец-спектр Сарен – отъявленные, на первый взгляд, мерзавцы оказываются в итоге чуть ли не заблудшими овцами. Но, честно говоря, если нестись «Нормандией» по сюжету, как это и было задумано разработчиками, то слабость оного окажется незамеченной.

Нереализованные возможности
Как известно, ролевая игра в истинном смысле этого слова, такая как, например, Ведьмак, даёт возможность отыгрыша роли, позволяет вершить историю мира, делая осознанный выбор. BioWare свела всё к простым альтернативам: помочь или пройти мимо, вежливо спросить или нагрубить. В первом случае наш герой будет участливым командиром наподобие Суворова, во втором – глуповатым и самонадеянным воякой. Героизма при этом ни в том ни в другом случае от него не убавится. Сделать по-настоящему сложный выбор разработчики игроку не дают. Эх, если бы и в реальной жизни зло всегда было бы настолько просто распознать! Сторонние квесты, которыми всегда славились игры BioWare, в Mass Effect очень слабые. Они совершенно не отвечают возможностям вселенной. Сценаристы хорошо проработали игровой мир, придумали интересные истории для каждой из рас, а геймдизайнеры заботливо поместили результаты их трудов в специальный раздел меню («Кодекс» в русском переводе) и благополучно забыли о них. Практически все квесты строятся по одному сценарию: «лети на планету/ заброшенный космический корабль и убей там всех». Различаются лишь мотивации. Игровой мир кажется на первый взгляд огромным. Ещё бы! Шестнадцать секторов, в каждом по 2-4 системы, состоящие из 4-8 планет. В действительности же корабль может сесть максимум на одну планету в системе. Да и та будет смоделирована по принципу copy/past: пустынный ландшафт, обтянутый однообразной текстурой, да какое-нибудь строение, до которого ещё пилить на вездеходе пять-шесть минут реального времени. Более-менее плотно заселена лишь Цитадель. Кстати, это единственное место, где можно получить хотя бы парочку интересных квестов.

А как с ЭТИМ у них?
Ролевая система проста: убиваем врагов, получаем опыт, растём в уровне, вкладываем полученные очки в рост персонажа по нескольким направлениям, получаем способности, разные у разных специальностей. Основных специальностей три: боец (выбор новичка), биотик (выбор новичка номер два), инженер (а вот в игре за этого придётся попотеть), присутствуют и гибриды. Почти все параметры боевые, необходимые для быстрого и красивого уничтожения врагов. На мирное общение с NPC направлено только две из них: обаяние и устрашение. Прокачанное обаяние открывает новые строчки в диалогах с NPC, позволяя уладить конфликт, выглядящий неразрешимым для нейтрала. «Страшный злодей» упорно выколачивает дополнительные деньги из квестодателей и ни капли этого не стесняется: жить-то на что-то надо?! Только вот зря он старается: деньги, равно как и опыт, сыплются к героя не хилым ручейком, но полноводной рекой. Миллион здесь — так — сумма на карманные расходы…

Команда молодости нашей…
Следует отметить отличную боевую систему, позаимствованную из боевика Gears of War и основанную на грамотном использовании укрытий и взаимодействии с напарниками. То есть вы не просто хоронитесь за колонной и ждёте, пока у супостата перегреется оружие, а раздаёте своим подчинённым приказы: защищай, прячься, атакуй, примени ту или иную способность. Если бы не боёвка, из итогового рейтинга можно было бы выкинуть балл-полтора. «Его пример другим наука» — экшн-систему невредно перенять и другим ролевым проектам. В ней есть место и логике, и реакции, но нет закликиванию и скуке. По мере прохождения игры мы получаем различные бонусы, в Xbox360 — культуре их называют аччивментами: к урону, защите и т. д. В наличии даже «плюшки» за повторное прохождение. Забавно, чем сейчас стимулируют повторную игру — раньше было как-то принято подогревать интерес разветвлённым сюжетом, а не улучшением оружия. Выдаются даже бонусы за выбор себе в команду определённого персонажа. Так что думайте, хотите попробовать повоевать плечом к плечу с несколькими героями, или предпочитаете «защитное поле на 10% прочнее»?

Большой бадабум!
В Mass Effect используется популярный в последнее время графический движок Unreal Engine 3. Он прекрасно оптимизирован и не тратит понапрасну ресурсы на отрисовку тени падающей от бляшки ремня злобного наёмника (а вот над тенями на лицах персонажей стоило бы потрудиться). Демонстрации взрывов ради по локациям разбросаны специальные контейнеры. Красивыми спецэффектами сопровождается и использование героями способностей. Поэтому любой бой в Mass Effect напоминает красочный фейерверк. Детально прорисованы лица персонажей и корабль «Нормандия». Но! Демиургам не стоило делать финальную битву космических кораблей целиком на движке. Это, может, и экономит драгоценное место на диске, однако наблюдать за кучкой вяло перестреливающихся низкополигональных кораблей нет решительно никаких сил. Стоило бы сделать ролики пре-рендеренными, а то «Голливуд» оказывается немного подпорчен.
Звуковое сопровождение великолепно, персонажи озвучены профессионально. Саундтрек состоит из электронных композиций, создающих атмосферу космического путешествия.

****

Игра изначально вышла на консоли XBOX 360. Портированием на РС занимались Demiurge Studios. К их работе претензий нет: интерфейс оптимизировали под мышку и клавиатуру, немного изменили мини-игру, связанную со взломом замков. Графику оставили без изменений, хотя обещали улучшить. Хотя по нынешним-то временам, глюков и багов в игру не добавили – и на том спасибо.
Из всего вышесказанного ни в коем случае не стоит делать вывод о том, что Mass Effect проходнаяя игра и её не стоит покупать! Напротив: Mass Effect одна из лучших ролевых игр, появившихся на свет за последние годы. Просто не стоит ждать от неё чуда. Не стоит воспринимать её как некую RPG 2.0, открывающую жанр ролевых игр заново. Mass Effect отличный продукт, очень качественный. А высокие оценки западной прессы и хвалебные отзывы геймеров объясняются самой спецификой проекта: Mass Effect — это такой своеобразный KOTOR, предназначенный для людей у которых нет времени проходить новинки по 50- 60 часов кряду. Из игры убрали длинные строчки диалогов, сложные сторонние квесты; даже думать над ответом теперь практически не надо — последствия очевидны. Остался концентрат – всё самое зрелищное и яркое, что могут дать игроку RPG: перестрелки, развитие персонажа, квесты, открытый для перемещения мир. Канадцам осталось только «разводить» этот концентрат для своих следующих проектов. Ждём Mass Effect 2.

Локализация. Желая выпустить игру в России вскоре после мирового релиза, Snowball решили оставить оригинальную озвучку и перевели лишь диалоги. Перевели, замечу, хорошо, особенно если учитывать немалое количество внутриигрового текста. При этом никуда не делись стандартные ошибки русских локализаций: путаница мужского и женского пола в общении между персонажами, тексты часто не влезают в отведённое им место и некоторые другие, менее значительные.

Вывод: игра рекомендуется всем поклонникам боевиков, крепких голливудских сюжетов, красивой графики и весёлого времяпрепровождения с попутным спасением мира. А вот сторонникам ортодоксальных (но не старомодных — ни в коем случае!) RPG лучше держаться подальше — впечатления могут быть неоднозначны.

Геймплей: 8,5
Графика: 8,0
Звук и музыка: 9,0
Интерфейс и управление: 8,5
Итого: 8,5 Автор: Александр «MozgyBrainz» Макаров