Представьте мир времен войны за независимость Америки, мир мушкетов, паровозов, Франклина, индустриального общества с заводами, фабриками, промышленными мегаполисами. Но с другой стороны – мир магии, гномов и эльфов, хоббитов и орков. Скрытый орден тёмных эльфов-ассасинов, таинственный остров, эльфийская деревня Квинтара, столица всея магии – Тула. Это волшебный мир, с непередаваемой атмосферой, в котором хочется жить. Всё это и есть Arcanum.

Игра начинается с выбора персонажа – есть готовые персонажи, со своей жизненной историей, но вам никто не запретит создать героя самому. Количество возможных вариантов ограничено только фантазией игрока. Как вам полуогр — специалист по магии времени? Или элф – мастер огнестрельного оружия и механических приборов? Правда важный фактор в выборе профессии играют особенности каждой расы…

Так, например эльфы сильны в магии, а гномы в технике, карлики в торговли, а хоббиты в скрытности. Также выбор пола персонажа не ограничивается разницей в модельке героя. От выбранной расы персонажа зависит отношение окружающих к вам. Если к милому хоббиту народ потянется, и продавец может расщедрится и сделать небольшую скидку, то на полуогра народ будет смотреть с недоверием, а некоторые с нескрываемым отвращением.

Ролевая система одна из наиболее интересных составляющих игры. Она продуманная, но не громоздкая. Есть десятки вариантов развития навыков, комбинации навыков, умений, магии, крафтинга. Крафтинг получился довольно интересным занятием. Можно изучать новые рецепты на очки опыта, полученные с новым уровнем, а можно найти рецепт в каком-нибудь экзотическом месте. А можно просто купить у местного оружейника. Создаваемое оружие просто не имеет аналогов в магазинах, оно уникально и будет очень востребовано. Хочется изучить побольше магических школ, в совершенстве овладеть азартными играми, научиться воровать, торговаться и размахивать мечом. Но, увы, не получится, драгоценные очки опыта выдаются в преступно малом количестве, так что придется не один раз подумать, прежде чем бездумно вкачать их в какой то скилл. После выбора персонажа нам покажут ролик, как карлик отдает нам кольцо с напутствием отнести его в нужное место. Банальнейшая завязка «отнеси вещь из пункта А в пункт Б» разовьется в не хилую интригу. С тысячью и одним квестом, с десятками колоритных персонажей. Кстати о квестах, их настолько много, что хватило бы на десяток ролевых игр средней руки. Причем квесты попадаются довольно нетривиальные – например, голым зайти в пещеру, где обитает злобный монстр, который маскируется под голубого кролика, и поймать его. Чем закончится эта история говорить не буду во избежание спойлеров. А задания в духе «убей десять монстров» тоже есть, но их не так много, чтобы на них жаловаться.

Боевая система имеет два варианта( которые можно менять во время игры): «дьяблообразная» — то есть простое «закликивание» монстров до смерти, или «фоллаутообразная» — пошаговый режим, очки движения/боя, зависящие от ловкости персонажа. Какая лучше – сказать не берусь, каждому свое. Но пошаговый режим выглядит более адекватным, сразу вспоминается fallout. Вернемся у ролевой составляющей. В игре присутствуют напарники, их много, они каждый по-своему интересны, каждый имеет свою жизненную позицию и мнение на действия игрока. Но есть в них большой, чисто бытовой, минус – они на удивление неадекватны они подбирают все, что плохо лежит, правда это относится и к обычным NPC. Получив «квестовый» объект, но, уронив его на пол по причине нехватки места в инвентаре, НЕ ВЗДУМАЙТЕ и на шаг отходить от точки его падения — NPC, минуту назад выдавший объект, не преминет вернуть его себе обратно. Самостоятельность напарников в выборе одежды раздражает не меньше. Они с ослиным упорством будут одевать на себя проклятую броню, убивающую ее владельца меньше чем за минуту. В итоге использовать напарников как передвижной склад ненужных вещей будет не очень удобно.

Этой игре можно простить все: даже разрешение 800х600. Но дизайн, детальная проработка мира, внимание к мельчайшим деталям не заставляет плеваться при виде такой картинки. Arcanum – одна из тех игр, которые влюбляют в себя с первого раза не столько оболочкой, сколько богатым внутренним содержанием. Это не приставочная книжка-раскраска в духе Final Fantasy, это уникальный проект. В диалогах, в квестах, в дизайне сразу видно руку профессионалов с многолетним стажем. Так ролевые игры не делали со времен Planescape: Torment!

Музыка просто великолепна. Основным инструментом играет скрипка, она придает игре меланхоличную грусть, которая так органично вписывается ватмосферу игры. По большому счету, композиции Бена Худжа и создают часть той волшебной атмосферы, которая как деготь затягивает, погружает с головой и не отпускает до финальных титров. Главное – не пытаться «пролететь» сюжетную линию за несколько часов, удовольствия от игры так не получить, но вдумчиво проходить каждый квест, искать побочные задания, собирать по крупицам историю королевства таранта доставит неописуемое удовольствие.(ни в коем случае не откладывайте прохождение побочных квестов на потом – после финала сюжетной линии вам покажут последний ролик и выкинут в главное меню)

Вывод: одна из наиболее ярких, интересных ролевых игр, с неповторимой атмосферой, отличной ролевой системой, закрученным сюжетом, и устаревшей на данный момент графикой.

Геймплей: 10.0/10.0
Графика: 6.0/10.0
Звук и музыка: 10.0/10.0

Интерфейс и управление: 8.5/10.0
Итог: 9.5/10.0

Автор: DImItar