Call of Cthulhu – Dark Corners of the Earth — одна из немногих игр, сделанная по рассказам культового писателя в жанре «сверхъестественный ужас» — Говарда Лавкрафта, разрабатывалась англичанами из Headfirst Productions не много не мало 6 лет. За основу игры был взят рассказ «Тень над инсмаутом» и частично «Дагон».Что в итоге получилось у английских разработчиков, которые 6 лет пытались перенести лавкрафтовскую прозу на наши мониторы? Однозначного ответа дать нельзя. Но можно сказать точно, что это одна из самых странных и неоднозначных игр за последние несколько лет..

Геймплей представляет собой смесь шутера от первого лица, стелса и классической адвенчуры. Если к адвенчурной части игры нет особых претензий, то шутер и стелс сделаны не самым лучшим образомДля начала нужно свыкнуться с тем, что первую треть игры никакого оружия у нас не будет. А главный герой отнюдь не супермен, а всего лишь частный детектив Джек Уолтерс, который провел последние 6 лет в психиатрической лечебнице и теперь отправился в портовой городок Инсмаут на поиски пропавшего бакалейщика…

Буквально через полчаса игры местные аборигены вовсю будут гонятся за нами с вилами и двустволками. При этом у нас совсем нет оружия, а горожане недвусмысленно палят из винтовок. Приходится в суматохе прятаться по темным углам, подбирать шифры к сейфам и, ползая по полу, искать ручку от двери в подвал.

Первая треть игры, пока у нас нет оружия, полностью состоит из пряталки-убегалки. Этот этап обставлен так, что волосы дыбом встают. Вы будете в истерике захлопывать двери, баррикадироваться в комнатах при помощи старых шкафов, выбивать окна и нестись по крышам под свист пуль. В такие минуты думать об устаревшем движке и старомодном геймплее как-то не приходится. Очень интересен тот момент, что некоторые сцены побегов были полностью скопированы из книги, только из книге никогда не удастся получить настолько полное ощущение погони. Чтобы сбежать из гостиницы и при этом случайно не запереть себя в смежном помещении с разъяренной толпой, пришлось перечитать этот момент в книге, чтобы в правильной последовательности открыть и закрыть нужные засовы на дверях.

Но после феерических побегов начинается рудиментарный стелс, который ограничивается простым ныканьем в темный угол за темные бочки. К тому же нет никакого индикатора скрытности, который показывал, видит ли нас ближайший враг. Плюс к этому, сохраняться можно только в определенных местах, где на стенах нарисован белой краской глаз. Складывая все это вместе сделаем вывод : стелс получился сущим мучением.

Параллельно со стелсом мы будем решать классические паззлы и головоломки 90х годов. Подобрать код к сейфу используя заметки из дневника, или найти бутылку спиртного для местного алкоголика в обмен на информацию. Здесь также есть абсолютно квестовый инвентарь (то есть придется обращаться к отдельному экрану инвентаря, выбирать предмет и жать «применить»).
Когда заканчивается стелс, нам дают пистолет и двустволку. С этого момента игра забывает про свои адвенчурные амбиции и превращается в обычный шутер 90х годов. Правда, враги возрождаются у нас за спиной с завидной регулярностью, а Джеку, чтобы отбросить копыта нужно словить всего пару пуль. Кстати о ранениях, разработчики предлагают нам не самую удобную, но очень оригинальную систему самоврачевания. Вместо аптечек мы таскаем бинты, жгуты, обезболивающее – в общем, набор юного медика. Выглядит это так — мы крутим трехмерную модель своего альтер эго и выбираете, на какие места необходимо наложить, скажем, бинт. Вариантов не то чтобы очень много, но есть над чем призадуматься: руки-ноги (отдельно левая и правая), грудь или голова. Учитывая, что бинтов на все части тела может не хватить, приходится выбирать. Например, поврежденная нога может и подождать, а вот разодранная грудь или лицо могут привести к плачевным результатам — опасные раны продолжают кровоточить, и в итоге Джек умирает. Помимо физического наш герой обладает и ментальным здоровьем. Завидев распотрошенный труп или прямоходящую жабу с щупальцами наш герой начинает потихоньку сходить с ума. Об этом нам подсказывает «гуляющий» экран, расплывающееся изображение, приглушенные звуки. Честно говоря, не знаю, как именно чувствует себя человек, увидевший прямоходящую бородатую жабу, но Headfirst почему-то хочется верить. Их незамысловатые приемы приводят к нешуточным расстройствам вестибулярного аппарата — голова натурально начинает кружиться, а во время особо затяжных сеансов начинает вполне реально подташнивать.

Если разобрать и оценивать игру по отдельным ее элементам, то получится низкобюджетные пародии на thief и Half life. Однако же Headfirst удалось сотворить удивительное — Call of Cthulhu буквально сочится фирменной лавкрафтовской гнильцой, отчего играть интересно от начала и до конца. Кроме атмосферы, полностью оценить которую смогут только многочисленные поклонники творчества Лавкрафта. С точки зрения соответствию литературному источнику англичанам невозможно предъявить ни единой претензии. В Headfirst явно работали горячие поклонники его творчества — они не очень понимают, как сейчас надо делать игры, но их фантазия и умение четко передать нужную атмосферу перебивают почти все недостатки. Внимательный игрок и поклонник обнаружит здесь дословные цитаты и уважительные инсценировки всех классических сцен — от явления Дагона до нападения все тех же прямоходящих жаб на корабль. Но самое главное достоинство Call of Cthulhu в том, что она очень точно, практически на физиологическом уровне, передает ощущения от лавкрафтовских книг. Эти вязкие, грубо и как-то излишне детально написанные тексты, через которые приходилось продираться, испытывая почти физическое напряжение. Очень темно и очень густо.

Вывод: английская компания Headfirst пыталась перенести классика современной готики на наши мониторы. В итоге получился очень неординарный проект, с густой, тягучей атмосферой книг Лавкрафта и устаревшей графикой. Отличный, с культурной точки зрения проект. Полный провал с коммерческой. Большинство игроков не готовы понять такие игры. Но те, кто смогут это – получат от игры настоящее удовольствие.

  • Гемплей: 8.0/10.0
  • Графика: 6.0/10.0
  • Звук и музыка: 8.5/10.0
  • Интерфейс и управление: 7.5/10.0

Итог 8.5/10.0

Автор: DImItar