Анабиоз сон разумаaВсе привыкли к тому, что слова «Славяне» и «качественный шутер» несовместимы. Из последних трэшевых шутеров в голову сразу приходят несколько игр. «Параграф 78» и «Инстинкт» являются своеобразными эталонами ужасных проектов. Но бывают и редкие исключения из правил. Малоизвестная компания Action Forms, выпустив в конце 2004 года свой дебютный проект «Вивисектор: Зверь внутри», доказала, что шутеры, сделанные в постсоветском пространстве, могут быть играбельными и интересными. Игра обладала интересной задумкой, необычным для подобных игр сюжетом, неплохой по тем меркам графикой. В общем, для российских разработчиков он являлся практически недостижимым идеалом. После яркого дебюта от Action Forms ждали следующего качественного проекта. Спустя год последовал анонс «Анабиоз: сон разума«. Необычная концепция, сюжетная линия, еще одна вечная проблема советских игр, обещала быть интригующей. А по части геймплея он должен был быть неторопливым экшеном с уклоном на ближний бой. Некоторые даже стали называть проект «нашим ответом Condemned». Для второй игры студии это было очень неплохо.

«Эффект бабочки»

«Северный ветер» — атомный ледокол, который похоронен во льдах как минимум до глобального потепления. Главный герой прибывает на корабль чтобы разобраться, что же там произошло. Приехав на место, он обнаруживает, что команды в привычном понимании этого слова больше нет. После катастрофы она переродилась в соответствии с грехами и ошибками из «прошлой» жизни членов экипажа. Эта задумка взята из The Suffering, но упрекнуть Action Forms в копировании чужих идей не получается — идея органично вписалась в атмосферу игры. Сюжет повествуется посредством «mental echo». Оно представляет собой что-то вроде перемещения во времени и изменения событий в нем. Чтобы проще понять, приведем пример. Возле запертой двери лежит тело матроса. Нажав клавишу действия и подождав несколько секунд, мы оказываемся в теле моряка, когда катастрофа еще не произошла. На корабле аварийная ситуация, нужно срочно запереть дверь, чтобы вода не хлынула в отсек. Тогда моряк не успел это сделать, поэтому и погиб. Мы закрываем дверь и сразу возвращаемся в привычную обстановку. Но изменения в прошлом незамедлительно отразились в настоящем времени. Труп исчез, а дверь можно открыть, потому что с той стороны больше не давит ледяная глыба. На перемещении в прошлое и базируется история игры. Особенно нам запомнились ролики в больничном крыле, которые идеально описывают, что творилось на «Северном ветре» перед катастрофой. Но самое главное — одни и те же события мы видим с разных позиций и, если можно так выразиться, «из разных глаз». Это помогает лучше понять, что произошло на корабле и прочувствовать атмосферу и контраст. Таким образом, нам показывают действия главных персонажей, которые и виновны в катастрофе. Иногда попадаются довольно оригинальные этапы из прошлого. Нам даже придется побывать в шкуре полярного медведя и уйти от охотников, и побыть коровой, которая идет на бойню.

К величайшему сожалению, характеры героев выписаны слабо. Никакой истории «Капитана и Корабля», как нам обещали, нет. Первый здесь вообще получился плоским и невыразительным персонажем, который как будто сам не знает, чего хочет. В один момент он изо всех сил старается спасти судно, а в другой боится принять серьезное решение. С ледоколом дела обстоят чуть лучше. Иногда он даже воспринимается как отель «Оверлук» из «Сияния» С. Кинга. Корабль постепенно «оживает», к финалу появляется все больше источников тепла, кажется, что он возвращается к жизни, и в то же время не хочет выпускать нас наружу.

«Мороз и солнце+»

Геймплей делится ровно на две части: «mental echo» и экшен. Последний действительно как две капли воды похож на Condemned. Огнестрельного оружия довольно много, но это погоды не делает. Из всего, кроме ППШ, можно вести огонь только одиночными выстрелами, а перезарядка и смена обоймы длятся непривычно долго. За это время рядовой противник запросто убьет вас каким-нибудь пожарным топором. Но оружия ближнего боя тоже мало: цепь, вентиль и вышеупомянутый пожарный топор. Последним мы пользовались вплоть до финала игры. Боевая система слишком примитивна, это один из главных минусов игры. Удар, блок, и все. Единственная верная тактика — нанести удар первым. Противники нападают почти всегда по одному. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Одни опасны вблизи, но благодаря громкой ходьбе их можно быстро засечь. Другие имеют малый запас здоровья, но ходят с автоматами, поэтому стрелять по ним в открытую тоже не получится. Однако каждый монстр запоминается надолго. Самый яркий пример: «паук» — существо с человеческим туловищем, но на четырех паучьих ногах. Он выступает в качестве промежуточного босса, убить его можно, только отстрелив лапы. В здешних условиях сделать это весьма непросто.
К сожалению, дизайн уровней достаточно посредственный. Понятно, что на корабле особого разнообразия нет, но развлекать игрока постоянными поисками рубильников, с помощью которых открываются запертые двери, явно не лучшая идея. Несмотря на это иногда встречаются моменты, которые заставят вас поверить в талант и бурную фантазию Action Forms. Например, в кинотеатре мы включаем старую пленку, изображение проецируется на полотно напротив. И оттуда по вам начинают стрелять монстры, причем, если вы зайдете за полотно, то они не смогут попасть в вас.

Здоровье здесь представлено в виде тепла. Восстанавливаем жизни тоже с помощью оного. «Заморозить» нас пытались еще в The Thing или Lost Planet, но Анабиоз впервые разграничивает два понятия: «температура тела» и «температура окружающей среды». Греться нам придется у заботливо расставленных костров (откуда они тут взялись?), ламп и различных генераторов. Иногда нам необходимо выйти на «свежий воздух». Эти вылазки довольно редки, но представлены так, как положено: уровень тепла главного персонажа опускается на глазах, сам он начинает кашлять, дороги почти не видно из-за снега.
Анабиоз, по сути, не придумал для жанра ничего нового. Экшен с упором на оружие ближнего боя взят из Condemned, замерзание стянуто из The Thing, место действия — из Cold Fear, «переродившиеся противники» — из The Suffering. Но все это в одной игре работает как надо.
Графика выглядит в лучшем случае хорошо. Размытые текстуры и убогая анимация, конечно, никуда не делись. Но обледенелые стены и узоры на них выглядят превосходно, а лед искрится под лучами фонаря. После убийства противников, которые здесь являются переносчиками холода, помещение начинает постепенно оттаивать. Выглядит красиво: сосульки разбиваются об пол, у героя перестает идти пар изо рта, по стенам текут ручейки воды. К сожалению, игра не избежала типичных проблем российских игр. Дело даже не в багах (их почти нет), а в ужасной оптимизации. Причем от конфигурации компьютера мало что зависит. С патчем ситуация не то чтобы улучшилась — играть на максимальных настройках все еще очень проблематично.

***

Игра получилась неоднозначной. С одной стороны, здесь присутствуют неплохая графика и оригинальный геймплей, с другой — невнятная история и общая медлительность игрового процесса. Сюжет слишком затянут. Примерно на 12-ой главе начинаешь понимать, что разработчикам пора бы уже подводить игрока к развязке, но всего в игре 18 эпизодов, и последние проходишь не из-за интереса, а просто, чтобы поскорее узнать финал. В любом случае, мы ждем анонса третьей игры студии — они практически знают, как нужно делать игры интересными и оригинальными. Еще чуть-чуть, и все может получиться.

Итог: Крепкий проект, разработчики которого не умеют рассказывать интересные истории. Оценка была бы выше, если бы не скучный сюжет и упрощенная боевая часть.

Оценка: 7.5

Автор: Иванейко _Tallas_ Станислав