черная меткаАльтернативная реальность. Москва. 2025 год. «Мировая тоска» заставляет народ придумывать новые способы развлечения. Таким развлечением становится реалити-шоу «Черная метка». Суть проста – есть черная метка, которая достается жертве, на нее сразу же начинается охота, оканчивающаяся либо смертью жертвы, либо передачей метки другому человеку – новой жертве. Но метка не просто кусок железа с маячком. Она содержит вирус, который запускается в организм жертвы, и противоядие, уничтожающее вирус при передачи метки. Метку нельзя выбросить – иначе смерть, нельзя заставить другого человека взять ее насильно, нельзя отдать слабоумному или ребенку – итог тот же. Так же метку невозможно уничтожить, поэтому можно либо покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать мучительной смерти от рук охотников, либо бежать. Бежать быстро, без оглядки. Именно этот вариант выбирает наш герой, получивший черную метку прямо в подъезде собственного дома.

А героя нашего зовут Николай, если верить резюме, он имеет высшее образование по специальности прикладной информатики, имеет стаж работы веб-дизайнером. От такого героя явно не стоит ожидать шинкования врагов в капусту и стрельбу с двух рук в прыжке. Кстати о прыжках, Коля не умеет прыгать; спорное решение, особенно учтя то, что систему «запрыгнул-подтянулся» можно было хорошо использовать при побегах от охотников. Вместо этого нам предлагают делать все нестандартные действия по нажатию одной клавиши(например, отодвинуть холодильник с люка). Сам процесс побега выполнен на довольно неплохом уровне, что-то похожее мы видели в Call of Cthulhu. Правда, что здесь, что там решительно не хватало скорости. Наш герой бежит как будто не от охотников, желающих поскорее оттяпать ему голову, а как на утренней пробежке. Для полного эффекта не хватает сбитого дыхания, расплывания изображения после долгого бега. Но это уже придирки. В целом, убегать от охотников довольно интересно, нет нелогичности в процессе побега (например, выходя из квартиры сразу ясно, что надо бежать вниз по лестнице, но охотники поднимаются к нам: что делать? Естественно, бежать обратно и подниматься на крышу).

После побега от охотников, начинается стелс-часть. Мы крадемся по темным углам и пачками укладываем агрессивных бомжей и охотников. Естественно очень тихо, придушив тем, что имелось под рукой в данный момент. А это может быть от деревянной палки до пожарного топора. Также не стоит ожидать, что наш веб-дизайнер, взяв монтировку, будет с хрустом вскрывать черепные коробки противникам – это не Manhunt. Да и было бы странно увидеть подобное в исполнении человека с высшим образованием. То есть Коля просто аккуратно душит противников без лишнего шума и пафоса. Также оружием можно просто ударить и поставить блок, но открытые бои будут не так часто встречаться. Разработчики нашли интересное применение оружию: они объединили квестовый «гаечный ключ которым можно открутить гайку» и гаечный ключ, которым можно запросто настучать по голове. То есть мы имеем несколько видов дверей с разными видами замков: некоторые нужно просто выломать топором, а с некоторых свинтить замок гаечным ключом. Также имеются мины, которые можно приобрести в специальных автоматах c припасами (как в Bioshoсk) на наши российские рубли. Но минами дело не ограничивается – можно приобрести различные аптечки, приборы ночного видиния и другое. Также есть огнестрельное оружие, но тут опять же, как в Call of Cthulhu патронов будет очень мало. Николай всегда носит с собой КПК, в котором он оставляет свои заметки или тексты, скачанные с чужих компьютеров. Также с КПК можно выйти в сеть, чтобы отключить систему безопасности(открыть закрытую дверь) или сделать на себя ставку (например, убить трех охотников бесшумно). Но сеть ловит не везде, поэтому приходится искать места, где наш наладонник соглашается подключиться к сети.

Все эти стандартные действия, тем не менее захватывают не на шутку, если не сопротивляться механике игры и действовать по правилам. Не даст нам заскучать и музыка. Здесь играют, как гласит официальный сайт, «композиции лучших российских альтернативных рок-групп (таких как Amatory, AnimalJazz, Distemper, HostileBreed, JaneAir, Naily, Soularis, TopDisplay, Нихау, Оригами, Uratsakidogi, Skafandr)» . Но в игре эта музыка не столь навязчиво преподносится, так что у тех, кто терпеть не может Альтернативу, а тем более русскую, особенного отторжения от игры возникнуть не должно. Но любители этой музыки будут, скорее всего, довольны.

Еще немаловажен тот факт, что Черная Метка создана отечественными разработчиками, на собственных технологиях, от которых не хочется выколоть поскорее глаза. Движок не ахти какой, но картинка выглядит прилично, дизайн уровней вполне адекватен и отчасти узнаваем.
Разработчики из Orion Games не стали копировать сюжет рассказа, а просто взяли за основу идею с черной меткой. Но если Дашков закладывал в свое произведение глубокий социальный посыл, то в игре мы получаем Ольгу Бузову в роли ведущей нашего реалити шоу. В книге само шоу было на втором месте после драмы человека, оно было не самоцелью. В игре шоу имеет такой кроваво-гламурный оттенок. Чтобы понять о чем я, достаточно зайти на официальный сайт игры и увидеть окровавленный кинжал со стразами. Но в первоисточнике шоу явно выглядело по-другому.

Вывод: Отечественные разработчики попытались пересказать рассказ А. Дашкова «Черная метка» на свой лад. В итоге получилось Call of Cthulhu, где вместо Иннсмута — Москва, вместо таинственного ордена дагона – реалити шоу, вместо рыболюдов – охотники, вместо частного детектива Джека Уолтерса – веб-дизайнер Николай. Но все равно игра способна подарить вам немало удовольствия, главное не мешать ей сделать это.

Геймплей: 7.0/10.0
Графика: 7.0/10.0
Звук и музыка: 9.0/10.0
Интерфейс и управление: 8.0/10.0

Итог: 7.0+0.5 баллов в поддержку отечественных разработчиков/10.0

Автор: DImItar