Геймплей иногда бывает нудноват, а игра не пугает так сильно, но СОМА — это выдающиеся произведение искусства, благодаря своей сюжетной линии.

Когда Frictional Games говорило, что СОМА будет совершенно другая игра, я не до конца этому верил. В конце концов, сколько раз производители манили нас подобными рассказами, которые в итоге оказывались просто обычной ложью? В этом случае я могу с полной ответственностью заверить, что Thomas Grip сдержало слово. Мало того, эта игра стала своеобразным символом возрождения жанра ужасов. СОМА в своих руках держит множества козырных карт.

Игра представляет историю Саймона, молодого человека, который некоторое время назад попал в аварию. Главный герой получил в нем серьезные травмы головного мозга и, чтобы дать себе шанс на возвращение к нормальной жизни, соглашается на экспериментальную терапию. Что-то идет не так… Саймон приходит в сознание в месте выглядящим слишком чуждым, вокруг никого нет, а дальше … только хуже. Начинается борьба за жизнь, нам нужно выбраться из загадочного места, по которым ходят опасные существа неизвестного происхождения. В какой-то момент мужчина слышит в микрофоне голос женщины по имени Кэтрин…

СОМА — как философское эссе, это что-то больше, чем просто игра. Сценаристы раскрыли тему стремления людей к достижению бессмертия, переноса сознания в цифровое пространство и дабы осуществить его вечное существование. Frictional Games ставит очень трудные и неудобные вопросы, оставляя при этом мало времени для размышлений. Заставляет сделать выбор, перед которым, пожалуй, никто в реальной жизни не хотел бы стоять.

СОМА с успехом могла бы побороться за самые престижные награды, соответственно, литературные или кинематографические. История содержащая фрагментами геймплея и ужасов, с каждым разом бьет все сильнее оп нервам. СОМА дергает струны наших эмоций, дает надежду, после чего тут же ее забирает. Ввергает нас в чувство вины, подвергает мораль на самые суровое из испытания.

О, насколько шведская команда достигла мастерства, заставляя нас заливаться холодным потом. Темнота и присутствие враждебных существ может вызвать судороги и поднять уровень адреналина. Противники, которых так хочется просто избегать, а не биться с ними.

Действие игры происходит в заброшенных, опасных подводных лабораториях. Ржавчина и грибок, частые картинки, так же, впрочем, как и трупы бывших сотрудников комплекса. Вид локаций — не из самых приятных, а образование конденсата и то здесь, то там и черная слизь вызывает отвращение. Так и должно быть в фильме ужасов. С другой стороны, исследование местности вызывают ощущение однообразия.

Не плоха, кстати, графика, хотя визуально не удивляет буйством потрясающих эффектов, которыми можно было бы восхищаться часами, но работа достойна произведений художников мирового класса. СОМА экономична в эффектах, можно даже сказать строгая. Претензии к Frictional Games есть и в плане музыки. Ее мы слышим лишь в некоторых моментах (и мы говорим буквально о моментах), что, впрочем, только усиливает эффект страха и ужаса, возможно, этого и хотели достичь разработчики. Кроме того, СОМА предлагает довольно стандартный в своем жанре набор звуков: крики, стоны, улюлюканье — весь ассортимент неприятных, вызывающих беспокойство звуков.

Frictional Games вновь совершили что-то великое. Вот как нужно делать фильмы ужасов, словно с реальных событий, СОМА вышла за пределы тех рамок, в которых игровая индустрия находились в последние годы. Наконец-то дали истории какой-то смысл. Я не советую, я призываю вас, провести несколько часов вместе с этой игрой!